Воздухоохладители для электрических машин - важный элемент системы охлаждения.
Промышленные воздухоохладители охлаждают крупные электродвигатели, турбогенераторы, гидрогенераторы, электродвигатели постоянного, асинхронные электродвигатели. Если небольшие электродвигатели имеют в корпусе вентилятор, который справляется с охлаждением обмоток, то для того, чтобы охладить обмотки более крупные такого вентилятора уже не достаточно. Воздух в пространстве сильно нагревается, что может вызвать перегрев электрической машины и ее отключение при срабатывании термозащиты и остановке другого оборудования и др. Чтобы этого всего не допустить, нужно охладить воздух до приемлемой температуры для поддержания стабильной работы электродвигателя.
Таким образом при работающей электрической машине нагревается внутри воздух, который нужен для ее охлаждения. Воздухоохладитель устанавливается внутри и через него проходит нагретый воздух, который охлаждается и возвращается в систему охлаждения. Т.е. принцип действия охладителя и электрической машины в комплексе не много понятен.
Как сделать подбор воздухоохладителя? В технической документации к такому оборудованию всегда есть данные по тепловому потоку, который и должен гасить воздухоохладитель. Линейка содержит аппараты с мощностью теплового потока от 10 до 1000 кВт. Это первое на что следует обратить внимание. Далее сам вид воздухоохладителя. Различают типы ВО, ВБ, ВОП, ВУП, ВГГ.
Тип ВО - самая большая линейка аппаратов, предназначены для всех видов электрических машин и реакторов.
ТИп ВБ - для небольших по размерам и мощности электродвигателей.
Тип ВОП - устанавливаются парами, т.е. это сдвоенный воздухоохладитель, так предусмотрено в системе охлаждения электрической машины.
Тип ВУП - аналогично ВОП.
Как происходит процесс охлаждения.
Основной элемент воздухоохладителя - это трубный пучок, состоящий из биметаллических оребренных труб. Нагревшийся воздух проходит сквозь оребрение и нагревает его, т.е. теплота воздуха передается оребрению, которое располагается на несущей трубе, которой дальше и передается теплота с оребрения. Внутри несущей трубки проходит охлаждающая вода. Т.е. в итого процесса теплообмена, теплота концентрируется на верхней поверхности несущей трубки и проходит сквозь стенку на внутреннюю поверхность, которая и соприкасается с водой. Вода проходя внутри стенки и забирает эту теплоту. С процессом должно быть понятно. А вот с водой, это очень важный момент, т.к. от того какая вода используется зависит и комплектация аппарата по материалам и соответственно и цена воздухоохладителя.
Вода бывает пресная и солесодержащая, с примесями, не очищенная, может например использоваться и вода напрямую из реки, такое то же бывает. Если вода пресная, то воздухоохладитель изготавливается из обычных материалов. Трубки латунь-алюминий, стенки и корпус углеродистая сталь. И все на много сложнее если вода с большим солесодержанием, так называемая морская вода, тогда нужно использовать уже корозионно-стойкие материалы такие, как мельхиор и нержавеющая сталь. Они идут, как на сами трубки, так и на трубные доски и корпусные детали. Цена воздухоохладителя при этом возрастает. Как осуществляется монтаж воздухоохладителя. По способу установки воздухоохладители могут быть вертикальные, горизонтальные, вертикальные и горизонтальные на катках, вертикальные и горизонтальные подвесные. Монтаж воздухоохладителя и соответственно вид самого аппарата зависит от электрической машины в некоторых случаях, а в других от удобства монтажа и эксплуатации. Например воздухоохладитель ВБ соединяется при помощи патрубков и поэтому без разницы где и как он будет стоять.
И еще есть отличие в каком климате работает оборудование и соответственно воздухоохладители. Здесь все они делятся на работающие в умеренно-холодном климате и работающие в тропическом климате УХЛ и Т или О.